ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доклад о результатах за 2022 год и основных направлениях деятельности в 2023-2025 г. Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Порядком подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования Апшеронский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 29 декабря 2015 года № 1360 «О создании системы управления по целям и резуль татам деятельности субъектов бюджетного планирования в муниципальном образовании Апшеронский район».
Доклад разработан с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств и отражает деятельность Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район - главного распорядителя бюджетных средств.
Раздел 1. Результаты деятельности Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район за отчетный период.
Основой для определения стратегических целей и разработки тактических задач Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район являются основные принципы и направления государственной политики в области опеки, попечительства и семейной политики в муниципальном образовании Апшеронский район.
Стратегические цели, тактические задачи деятельности Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - Отдела) в структуре администрации муниципального образования Апшеронский район определяются Семейным кодексом РФ, Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № 1370-КЗ" Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае и другими региональными законами, регулирующими правоотношения в области опеки и попечительства, Законом Краснодарского края от 29 марта 2005 года № 849 – КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае», Законом Краснодарского края от 15.07.2005 года № 890-КЗ "О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (о патронате)", Законом Краснодарского края от 31.05.2005 года № 880-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № 1372-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Законом Краснодарского края от 03 марта 2010 года № 1909-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей», Положением об Отделе по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район, утверждённым решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 01 апреля 2021 года № 33 «Об утверждении Положения об Отделе по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район».
Реализация поставленных перед Отделом по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район целей и задач осуществляется за счет:
1) реализации функций Отдела в соответствии с Положением об Отделе по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район;
2) реализации переданных полномочий по опеке и попечительству, организации отдыха и оздоровления детей, выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда.
На достижение стратегических целей и решение тактических задач отделу направляются средства путем выделения единой субвенции в области социальной политики из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования Апшеронский район:
1) на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
2) на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
3) на осуществление отдельных государственных полномочий по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда;
4) на осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью;
5) на осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей»;
6) на осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей, нуждающихся в особой заботе государства, переданных на патронатное воспитание»;
7) на осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатным воспитателям за оказание услуг по осуществлению патронатного воспитания и постинтернатного сопровождения.
В рамках переданных государственных полномочий Отдел способствует:
1) укреплению и развитию социального института семьи в процессе реализации семейной политики на территории муниципального образования Апшеронский район;
2) развитию форм семейного благополучия;
3) пропаганде семейных ценностей;
4) профилактике семейного и детского неблагополучия, сокращению социального сиротства;
5) обеспечению приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи;
6) развитию форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) развитию замещающих семей;
8) формированию позитивного общественного мнения по основным направлениям деятельности через средства массовой информации.
9) защите личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а так же лиц из числа детей- сирот и детей, нуждающихся в помощи государства.
Основная функция Отдела по вопросам семьи и детства:
профилактика семейного и детского неблагополучия;
профилактика социального сиротства;
приоритет семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оздоровление и отдых детей, оставшихся без попечения родителей;
защите законных интересов и прав несовершеннолетних.
В 2022 году в районе наблюдается тенденция к снижению численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так за 2022 года выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 21 чел., что на 13 детей меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные в 2022 году, устроены в замещающие семьи в установленный законом месячный срок. По состоянию на 31.12.2022 года итоги работы показали 100% результат жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, что превышает средний показатель по Краснодарскому краю.
Из вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано:
в приемную семью – 4 ребенка;
под опеку и попечительство – 14 детей;
на воспитание в патронатную семью – 3 ребенка.
По состоянию на 31.12.2022 года усыновлено - 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 83% по сравнению с 2021 годом.
Анализ ситуации по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Апшеронского района:
1.Выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2021 год |
2022 год |
34 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
21 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1.1.Выявлено детей-сирот
2021 год |
2022 год |
12 детей-сирот |
13 детей-сирот
|
1.2.Выявлено детей, оставшихся без попечения родителей
2021 год |
2022 год |
22 ребёнка |
8 детей |
1.3.Выявлено социальных сирот в результате лишения (ограничения) родительских прав
2021 год |
2022 год |
7 родителей в отношении 14 детей |
3 родителя в отношении 5 детей |
2021 год |
2022 год |
5 исков подано органом опеки и попечительства (в результате 10 детей стали социальными сиротами) 2 иска подали близкие родственники (в результате 4 ребёнка стали социальными сиротами) |
3 иска подано органом опеки и попечительства (в результате 5 детей стали социальными сиротами)
|
2.1. Лишено (ограничено) родительских прав по постановлениям КДНиЗП
2021 год |
2022 год |
3 родителей в отношении 7 детей |
2 родителей в отношении 4 детей |
3.Признаны нуждающимися в особой заботе государства (не являются социальными сиротами, но вносятся в журнал первичного учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
2021 год |
2022 год |
5 детей |
2 детей |
4.Дети, чьи родители (единственный родитель) осуждены
2021 год |
2022 год |
2 детей |
1 ребенок |
5.Отмена усыновления (удочерения)
2021 год |
2022 год |
1 ребёнок |
0 |
Таким образом, основной причиной социального сиротства детей является лишение или ограничение родителей в родительских правах, уклонения родителей от воспитания детей, отказ родителей забрать своих детей из медицинских/воспитательных учреждениях, противоправные действия родителей.
В 2022 году Отделом подано 87 % исков о лишении родительских прав обоих или единственного родителя, 13% исков подано близкими родственниками несовершеннолетних.
Наиболее распространенным основанием для применения такой крайней меры семейно-правовой ответственности как лишение родительских прав явилось хронический алкоголизм родителей, наркомания (60%), отказ без уважительных причин взять своего ребенка из медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций (20%), злостное уклонение от исполнения родительских обязанностей - 20%
Из общей численности родителей, ограниченных в родительских правах, дети которых стали социальными сиротами, 100% ограничены в родительских правах вследствие не правомерного поведения по отношению к ребенку, иски были поданы органом опеки и попечительства.
Наибольшее число исков об ограничении родительских прав обоих или единственного родителя подано органами опеки и попечительства, из них более трети исков - на основании решения, вынесенного муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Все исковые требования органа опеки и попечительства удовлетворены, решения об отказе в удовлетворении исковых заявлений о лишении родительских прав либо об ограничении родительских прав судом не выносилось.
Отдел по вопросам семьи и детства проводит профилактическую работу с родителями, ограниченными в родительских правах. За 12 месяцев 2022 года из 4 родителей, ограниченных в родительских правах, дети которых стали социальными сиротами, на внутриведомственный учет было поставлено только 2-е родителей (50%).
В целях возвращения ребенка в кровную семью специалисты органа опеки и попечительства разъясняют родителям требования законодательства о возможности восстановления в родительских правах (отмены ограничения родительских прав), осуществляют проверки по месту жительства семей после изъятия детей, запрашивают характеризующие материалы на родителей.
По итогам профилактической работы с лишёнными (ограниченными) в родительских правах, восстановлены в родительских правах 2-е родителей в отношении 1-го ребёнка.
Вместе с тем, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев родители, в отношении которых предъявлены требования о лишении родительских прав, относятся безразлично к исходу судебного разбирательства, и не стремятся вернуть своих детей. Из-за отсутствия реабилитационного потенциала затруднено восстановление утраченных кровных связей родителей с детьми.
В 2022 году зафиксирован 1 случай самовольного ухода несовершеннолетнего ребенка из замещающей семьи, и отсутствие случаев возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На конец 2022 года в Отделе состояло на учете 209 несовершеннолетних, из них 66 детей-сирот. Алименты назначены 144 несовершеннолетним, в том числе находящимся в приемных семьях – 87 чел. и 57 чел.- под опекой.
Причины, по которым дети не получают алименты:
родители скрываются от судебных приставов-исполнителей – 31 чел.;
невозможность осуществления взыскания ввиду отсутствия постоянного заработка, официального места работы, какого-либо имущества у родителей – 28 чел.;
пребывание родителей в местах лишения свободы – 3 чел.;
родители находятся в розыске – 7 чел.
Отделом ведется судебная работа по замене стороны в исполнительном производстве, подготовлено и направлено в суд – 7 исковых заявлений, из них по 6 делам получено определение суда.
Проблемы взаимодействия со службой судебных приставов затронуты на круглом столе, проведённом 24 ноября 2022 года в рамках зонального заседания Общественного совета приёмных родителей Апшеронского и Белореченского районов на тему «Защита интересов детей – основной закон материнства».
Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих недвижимое имущество - 53 человека, из них на правах собственности – 3 человека, в долевой собственности – 41 человек, является членом семьи нанимателей – 2 человека. У 7 человек выявлено наследуемое имущество, в связи с чем, проводится работа по оформлению его в собственность.
За отчётный период специалистами Отдела проведено 197 юридических консультаций по защите личных имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних. Консультации включали в себя рассмотрение вопросов по правам несовершеннолетнего на собственность, право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка, права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, права ребенка выражать свое мнение, права ребенка на имя, отчество и фамилию и т.д.
Всего специалисты органа опеки и попечительства приняли участие в 109-ти судебных заседаниях, представив суду 62 экспертных заключения.
На специалистов органа опеки и попечительства возложена высокая профессиональная нагрузка, которая требует глубоких знаний в разных областях. К полномочиям органов опеки и попечительства относится более 60-ти разноплановых направлений деятельности, 29 из которых являются государственными услугами.
В разрезе предоставления государственных услуг Отдел по вопросам семьи детства администрации муниципального образования Апшеронский район за 2022 год осуществил:
выдачу заключений о возможности граждан быть усыновителями (удочерителями) – 7 шт., что на 5 шт. меньше по сравнению с 2021 годом;
выдачу заключения о возможности граждан быть опекунами (попечителями) в отношении несовершеннолетних – 6 шт. (в 2 раза меньше по сравнению с прошлым годом)
назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению несовершеннолетних граждан – 12, что на 9 случаев больше по сравнению с 2021 годом;
установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних – 9 случаев, как и 2021 году
установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей – 18 (в 2021 году - 23)
установление предварительной опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних – 12 (в 2021 году – 10)
назначение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного на воспитание в приемную семью – 34 (в 2021 году – 21)
выдачу разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных – 9 (в 2021 году – 9)
выдачу предварительного разрешения на совершение сделок по сдаче имущества несовершеннолетнего подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог – 0 (АППГ – 0)
выдачу предварительного разрешения на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему подопечному прав – 5 (в 2021 году – 2)
выдачу предварительного разрешения на совершение сделок по от-чуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного – 130 (в 2021 году – 110)
выдачу предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению движимого имущества несовершеннолетнего подопечного – 6 (в 2021 году – 10)
выдачу согласия на заключение трудового договора с лицом, получа-ющим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет – 99 (в 2021 году – 59)
выдачу предварительного разрешения на выдачу доверенности от имени несовершеннолетнего подопечного – 9 (в 2021 году – 10)
выдачу разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка – 7 (в 2021 году – 6)
выдачу разрешения на объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) – 0, как и по итогам 2021 года
предоставление социальной выплаты в целях частичной компенсации родителям (законным представителям) стоимости приобретенных путевок (курсовок) для детей – 9 (в 2021 году –10)
предоставление путевок (курсовок) родителям (законным представителям) для детей – 169 (в 2021 году – 220)
выдача разрешений на расходование денежных средств несовршеннолетних подопечных – 90 (в 2021 году – 65)
Анализ оказания государственных услуг органом опеки и попечительства показал увеличение численности граждан, обращающихся за предоставлением государственных услуг. Так, органом опеки и попечительства за 12 месяцев 2022 года оказано 631 государственная услуга, в то время как за аналогичный период 2021 года 608 услуг, соответственно.
Отдел по вопросам семьи и детства, в рамках переданных полномочий, осуществляет контроль и защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По состоянию на 31.12.2022 года нанимателями жилых помещений в Апшеронском районе являются 186 граждан.
В 2022 году перезаключены договоры по социальному найму жилья с 21 лицами, получившими 5 лет назад льготное жильё по найму специализированного жилого помещения.
В муниципальном образовании Апшеронский район на льготной очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении в 2022 году состояло 180 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Социальные гарантии данной категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях достигается путём приобретения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квартир.
Отличительными моментами последних лет стало следующее:
Ежеквартально сотрудниками отдела осуществляются проверки использования нанимателями жилых помещений. В ходе которых устанавливается следующее: занятость граждан и членов их семей, санитарное состояние помещения, сохранность переданного оборудования, использование помещения по назначению, то есть для проживания. Плановых проверок проведено 743 за отчётный год.
Организация отдыха и оздоровления детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является особой заботой государства и одной из значительных мер поддержи семей муниципального образования Апшеронский район, полномочия по которой возложены на Отдел по вопросам семьи и детства.
Численность детей, направленных в организации отдыха и их оздоровления по путевкам министерства труда и социального развития Краснодарского края в 2022 году составила 169 человек, в том числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 63 человека.
Оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось на базе государственного автономного учреждения Краснодарского края «Апшеронский детский оздоровительный лагерь», на базе филиала оздоровительного лагеря в г. Анапа, в ООО ДСОЛ «Морская волна» с.Лермонтово, ООО ДСОК «Жемчужина» г.Анапа.
Кроме этого, 5 детей стали участниками профильной смены, организованной отделом молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район;
3 ребенка были направлены за счет средств местного бюджета, как одаренные дети по путевкам отдела культуры администрации муниципального образования Апшеронский район;
3 ребенка были направлены на отдых по путевкам ГКУ КК – УСЗН;
3 ребенка были направлены на оздоровление по путевкам министерства здравоохранения Краснодарского края;
2 детей за счет средств законного представителя;
35 ребенка были задействованы иными формами отдыха, оздоровления и досуговой занятости;
58 детей отдохнули совместно с законными представителями на побережье Черноморского побережья.
Таким образом различными формами оздоровления были охвачены 172 ребенка, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 81,5 % от общего количества детей, и 98,3 % от количества подлежащих оздоровлению.
Осуществление контроля за ходом проведения оздоровительной кампании детей в Апшеронском районе возложено на районную межведомственную комиссию по вопросам организации отдыха и оздоровления в муниципальном образовании Апшеронский район (далее – МВК), которая организует свою работу в соответствии с положением, утверждённым постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 22 августа 2022 года № 751.
Организационно-техническое обеспечение деятельности МВК возложено на Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район.
В соответствии с планом работы МВК было проведено 13 заседаний, в ходе которых регулярно были рассмотрены вопросы:
о принятии комплексных мер по усилению контроля за обеспечением безопасного отдыха и оздоровления детей на территории муниципального образования Апшеронский район в период летнего периода;
о профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
о противопожарной, антитеррористической безопасности организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район;
о безопасности пребывания туристических групп детей на территории Апшеронского района;
вопросы, связанные с предупреждением несчастных случаев с несовершеннолетними на воде;
вопросы организации временной занятости несовершеннолетних из группы «социального риска»;
организация оздоровления и занятости детей, оказавшихся в социально опасном положении;
соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований при организации работы детских оздоровительных лагерей различных типов;
реализации малозатратных форм отдыха детей и другие.
Данные вопросы являются приоритетными и подлежат систематическому рассмотрению в рамках проведения заседаний МВК.
В течении 2022 года рабочей группой по мониторингу организаций отдыха детей и их оздоровления круглосуточного пребывания, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район проводились проверки:
готовность к работе в летний оздоровительный период 2022 года Православного детского летнего центра отдыха и досуга «Горний Посад»;
готовность к работе в летний оздоровительный период 2022 года государственного автономного учреждения Краснодарского края «Апшеронский детский оздоровительный лагерь» санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
качество оказания услуг по отдыху и оздоровлению детей в процессе прохождения смены в ООО ПДЛЦОиД «Горний Посад»;
качество оказания услуг по отдыху и оздоровлению детей в процессе прохождения смены в ГАУ КК «Апшеронский детский оздоровительный лагерь» .
В Апшеронском районе в 2022 году функционировало 2 учреждения, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей:
государственное автономное учреждение Краснодарского края «Апшеронский детский оздоровительный лагерь» санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска Краснодарского края;
общество с ограниченной ответственностью Православный детский летний центр отдыха и досуга «Горний Посад» сезонного типа: с мая по сентябрь, расположенный в ст. Нефтяной Апшеронского района.
В рамках выполнения работы по организации социально значимых мероприятий, Отделом организованы и проведены:
районная межведомственная акция «Счастливые дети Кубанской земли», посвященная Международному дню защиты детей;
районное праздничное мероприятие «Великая сила любви», посвящённое Дню семьи, любви и верности;
районное праздничное мероприятие «Сердце наших матерей», посвящённое Дню матери;
зональное заседание Общественного совета приёмных родителей Апшеронского и Белореченского районов по теме «Защита интересов детей – основной закон В целях повышения правовой грамотности замещающих родителей 13.05.2022 проведено родительское собрание с опекунами (попечителями) и приёмными родителями.
На собрании и семинаре-совещании затронуты темы самовольных уходов детей из семей, профилактики суицидального поведения подростков, предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, социализации несовершеннолетних, обеспечение безопасности и профилактики детского травматизма.
22.12.2022 года проведено собрание с замещающими родителями на тему «Профилактика деструктивного поведения детей и подростков, жестокого обращения и правонарушений среди несовершеннолетних. Предупреждение детского травматизм и организации безопасного пространства».
В районе работает обособленное подразделение психологов по работе с приёмными семьями. За прошедший год с замещающими родителями и детьми проведены следующие мероприятия, направленные на предупреждение фактов неблагополучия в замещающих семьях:
тренинги для подростков по формированию эмоционального интеллекта с целью профилактики девиантного поведения;
тренинги для подростков по профилактике самовольных уходов;
тренинги для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, по профилактике эмоционального выгорания и жестокого обращения с детьми
лекции «Профилактика самовольных уходов», «Профилактика суицидов»;
круглые столы «Профилактика семейного неблагополучия» (самовольные уходы, суицидальные риски), «Профилактика самовольных уходов детей в замещающих семьях», «Обеспечение безопасной среды в замещающих семьях», «Профилактика суицидальных рисков среди несовершеннолетних, профилактика диструктивного поведения», «Профилактика детского травматизма и гибели детей».
Раздел 2. Основные направления деятельности Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район: цели и задачи на среднесрочную перспективу
Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район является координатором муниципальной программы муниципального образования Апшеронский район «Социальная поддержка граждан».
В соответствии с приоритетами муниципальной политики определены цели и задачи в сфере реализации программы.
Целью муниципальной программы являются создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения.
Задачи муниципальной программы:
1) осуществление ежемесячных денежных выплат отдельной категории граждан;
2) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) реализация на территории Апшеронского района единой государственной семейной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан.
Основные мероприятия программы выделены исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для решения определенных задач:
Основное мероприятие № 1 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;
Основное мероприятие № 2 «Государственная поддержка решения жилищной проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Основное мероприятие № 3 «Управление реализацией муниципальной программы и прочие мероприятия».
Основное мероприятие № 4 «Меры государственной поддержки лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Апшеронский район»
В рамках основного мероприятия № 1 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» выделяется следующее мероприятие:
Мероприятие 1 «Осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью».
С целью обеспечения приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Отдел использует меры материальной поддержки замещающих семей, а также организует системную работу по подготовке кандидатов и психолого-медико-педагогическому сопровождению замещающих семей.
В целях активизации развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена материальная поддержка замещающих семей.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 35 725,5 тыс. рублей, 2024 году – 37 153,8 тыс. рублей, 2025 году – 38 640,6 тыс. рублей.
Мероприятие 2 «Осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей».
Реализация данного мероприятия направлена на обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактика социального сиротства.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 26 010,0 тыс. рублей, 2024 году – 26 783,3 тыс. рублей, 2025 году – 26 783,3 тыс. рублей.
Мероприятие 3 «Осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот, нуждающихся в особой заботе государства, переданных на патронатное воспитание».
Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 361,2 тыс. рублей, 2024 году – 375,7 тыс. рублей, 2025 году – 390,7 тыс. рублей.
Мероприятие 4 «Осуществление отдельных государственных полномочий по выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатным воспитателям за оказание услуг по осуществлению патронатного воспитания и постинтернатного сопровождения»
Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на основании договора о постинтернатном патронате. Который оформляется в соответствии с Законом Краснодарского края "О патронате в Краснодарском крае" от 9 июля 2013 г. N 2742-КЗ.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 346,8 тыс. рублей, 2024 году – 357,1 тыс. рублей, 2025 году – 357,1 тыс. рублей.
В рамках основного мероприятия № 3 «Управление реализацией муниципальной программы и прочие мероприятия» выделяются следующие мероприятия:
Мероприятие 1 «Осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»
По организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами администрации Краснодарского края, приказами и распоряжениями департамента семейной политики Краснодарского края, положением об отделе по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 6980,4 тыс. рублей, 2024 году – 7 166,7 тыс. рублей, 2025 году – 7 166,7 тыс. рублей.
Мероприятие 2 «Осуществление отдельных государственных полномочий Краснодарского края по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)».
Для осуществления полномочий в рамках данного мероприятия отдел руководствуется Законом Краснодарского края от 29 марта 2005 года № 849 – КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае». Оздоровление детей Апшеронского района проводится путём выделения путёвок в санатории и стационарные лагеря.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 730,0 тыс. рублей, 2024 году – 749,3 тыс. рублей, 2025 году – 749,3 тыс. рублей.
Мероприятие 3 «Осуществление отдельных государственных полномочий по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда»
Обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, являются: трудности в адаптации нанимателя из числа детей-сирот к самостоятельной жизни, в том числе признание в установленном законом порядке безработным, совершение административных правонарушений, отбывание наказания в связи с совершением преступления; длительная болезнь, инвалидность, препятствующие исполнению обязанностей нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении; признание в установленном порядке нанимателя из числа детей-сирот малоимущим.
В бюджете муниципального образования Апшеронский район на данные цели предусмотрено в 2023 году – 992,6 тыс. рублей, 2024 году – 1017,2 тыс. рублей, 2025 году – 1017,2 тыс. рублей.
На перспективу 2023-2025 годов перед Отделом ставятся следующие задачи:
1) снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) поиск оптимальной формы и модели жизнеустройства для каждого ребёнка путём обеспечения приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание;
3) сопровождение семей по правовым, социальным, психологическим вопросам;
4) обеспечение 100% оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые показатели муниципальной программы и их результаты приведены в приложении 1 к Докладу.
Раздел 3. Финансирование деятельности Отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район
Информация о распределении бюджетных ассигнований краевого бюджета, предусмотренных (планируемых) Отделу по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район в соответствии с решением Совета муниципального образования Апшеронский район о районном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в разрезе его программной и непрограммной деятельности представлена в приложении 2 к докладу.
Начальник Отдела по вопросам
семьи и детства администрации
муниципального образования
Апшеронский район Г.В. Раковская