Версия для слабовидящих
Информация по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении выездного мероприятия краевого органа ценового регулирования в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг в муниципальном образовании Апшеронский район в августе 2019 года

16 сентября 2019

Информация

по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при
проведении выездного мероприятия краевого органа ценового
регулирования в рамках информационно-разъяснительной работы по
вопросам предоставления коммунальных услуг в муниципальном
образовании Апшеронский район в августе 2019 года

 

Вопрос 1. Причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресурсоснабжающих организациях.

 

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одоб­ренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюд­жете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электри­ческую энергию для населения, составляющих розничных цен на сетевой газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планиру­ется 1 раз в год - с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей про­гноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов, прогноза социально-экономического раз­вития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Феде­рации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 % до 20 % Правительством Россий­ской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за комму­нальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет по­вышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,6 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края - на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установ­ленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно - только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

 

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере по­ставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключи­тельно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, явля­ющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих спе­циальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 года помимо роста с 1 января на 1,7 %, обеспечивающего учет изменения ставки НДС для организаций-плательщиков данного налога, в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года измени­лись:

на электроэнергию для городского населения края - 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установ­ками и сельского населения края - на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроото- пительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент - 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на газ для населения (в среднем) - на 1,7 % (сетевой) и на 5,2 % (сжижен­ный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение - в рамках ограничений повы­шения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным му­ниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост плате­жей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а со­вокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг РЭК-департа­ментом не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммуналь­ных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по ста­тьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответ­ственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

 

 

Вопрос 2. С приходом регионального оператора как будет начисляться плата за твердые коммунальные отходы и в каком размере? Кто будет контроли­ровать ее сбор?

 

Ответ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспор­тированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и уста­новление нормативов накопления ТКО с 1 января 2016 г. относятся к полномо­чиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Законом № 89-ФЗ предусмотрен поэтапный запуск новой системы регули­рования в области обращения с ТКО в срок до 1 января 2020 г.

Данным нормативным правовым актом установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО для жилых домов может осуществляться только по договорам с региональным оператором (далее - регоператор).

В настоящее время на территории Краснодарского края с установленным единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО рабо­тает только один региональный оператор АО «Мусороуборочная компания» на территории муниципальных образований г. Краснодар и Динской район. В остальных муниципальных образованиях Краснодарского края услуги по сбору и вывозу ТКО осуществляют операторы по свободным (нерегулируемым) тарифам.

До даты оказания регоператором услуги по обращению с ТКО применя­ются положения действующего законодательства, где стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО определяется соглашением между организацией, оказывающей данную услугу, и потребителем.

По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обраще­нию с ТКО по Белореченском зоне деятельности (в состав которой входит Ап- шеронский район) выбрана организация АО «Крайжилкомресурс». Начало дея­тельности регионального оператора будет осуществляться после установления тарифа.

Документы для установления единого тарифа регионального оператора по­даны указанной организацией 7 августа 2019 г. и находятся на рассмотрении в РЭК-департаменте. Тарифы будут установлены исходя из принципа экономиче­ски обоснованных затрат, необходимых региональному оператору для осуществ­ления деятельности по сбору, вывозу и захоронению ТКО, а также соблюдения баланса экономических интересов и снижения нагрузки на потребителей.

Стоимость оказания услуг населению по обращению с ТКО складывается из расчета на одного человека, исходя из установленного тарифа и утвержден­ного норматива накопления.

Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения много­квартирного и частного жилого фонда, разработанные министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодар­ского края, утверждены постановлением главы администрации (губернатора)

 

Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 (в редакции от 19 августа 2019 г. № 528) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отхо­дов в Краснодарском крае».

Контроль за сборами платы по обращению с ТКО осуществляют регио­нальные операторы.

 

Вопрос 3. Из чего состоит расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению?

 

Ответ. Расчет нормативов потребления производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

РЭК-департаментом проводилась работа по сбору необходимой информа­ции от муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управ­ляющих компаний Краснодарского края. Так же в работу были вовлечены тер­риториальные отделения Краевого БТИ, которыми предоставлялась информация об этажности многоквартирных домов и площадях помещений, входящих в со­став общего имущества с выделением площадей чердаков и подвалов.

На основании анализа собранной информации выполнены расчеты норма­тивов потребления коммунальных услуг.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснаб­жению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удо­влетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных по­требностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путем установ­ления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему во­доснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых по­мещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммуналь­ной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

 

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания об­щего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ре­сурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, элек­трической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудо­вании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потреб­ляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий про­живания граждан.

 

Вопрос 4. Должен ли собственник оплачивать ОДН на отопление в домах с централизованным отоплением, если у него в квартире установлено индивиду­альное отопление?

 

Ответ. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потреб­ления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в много­квартирном доме устанавливается и определяется в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 306 нормативы потребления ком­мунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается по каждому виду потребляемых комму­нальных ресурсов, за исключением тепловой энергии.

Приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп утверждены нор­мативы потребления коммунальных ресурсов (электрической энергии, холодной (горячей) воды, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, установление норматива потребления коммунального ре­сурса тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартир­ном доме не предусмотрено действующим законодательством Российской Феде­рации.

Дополнительно РЭК-департамент сообщает, что порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потреби­телями установлены правилами предоставления коммунальных услуг собствен­никам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Вступившими с 1 января 2019 г. изменениями в Правила (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1708) скорректи­рован порядок взимания платы за отопление в многоквартирных домах. Дан­ными изменениями в Правила исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потреб

ление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потреб­ление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомо­вым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые поме­щения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) прибо­рами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отопле­нию определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам на осно­вании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии на общедомовые нужды определяется как разница между объемом (количеством) тепловой энергии по коллективному (общедомовому) прибору учета тепловой энергии и объема (ко­личества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых поме­щениях в многоквартирном доме, определенного по индивидуальным приборам учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедо­мовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе на общедомовые нужды, определяется по фор­мулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива по­требления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, региональный государственный жилищный надзор за соблю­дением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодатель­ства по определению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» и главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края», а также с учетом внесения изменений в Закон Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 3700-K3 (в редакции от 5 октября 2018 г. № 3856-K3) «О наделении органов местного самоуправления в Красно­дарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

 

Вопрос 5. Почему отопительный период ежегодно начинается и заканчи­вается числа 15 октября и апреля соответственно, а за отопление берут за полный месяц?

 

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отоп­ления, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае», производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов по­требления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306), утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

В Правилах № 306 используется понятие «отопительный период», равный

 

продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В муниципальном образовании Апшеронский район продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 181 день (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один ото­пительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При отме­чается, что если период равный продолжительности отопительного периода при­нять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), то норматив увели­чится на 14,3%.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжи­тельности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользо­вателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусмат­ривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предо­ставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение кор­ректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставле­ния коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необхо­димости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энер­гию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополни­тельное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потреби­телях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Оплата потребителем подлежит нормативное количество тепловой энер­гии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потре­битель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который вклю­чаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распреде­лена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребле­ния тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерче­ского учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммер­ческом учете тепловой энергии, теплоносителя», является, по мнению РЭК-де- партамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ «Об энерго­сбережении и повышении энергетической эффективности...» (далее - Закон

 

№ 261-ФЗ). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на ос­новании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произве­денных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ (в редак­ции от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов, мак­симальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов при­борами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных при­боров учета в эксплуатацию до 1 января 2019 г.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фак­тически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используются.

 

Вопрос 6. Почему розничная цена на природный газ для населения в г. Краснодаре дешевле, чем в Апшеронском районе?

 

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и та­рифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, от­несено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие рознич­ных цен на газ - оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффи­лированными лицами, и региональная составляющая - тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снаб­женческо-сбытовые услуги поставщиков газа (далее - ПССУ), утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на регио­нальном уровне (в Краснодарском крае - РЭК-департаментом) в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуе­мый населению, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, и при изменении их составляющих.

Разница в размерах розничных цен на газ, установленных для населения Апшеронского района и г. Краснодара обусловлена различными размерами ре­гиональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчете розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда про­изводственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде имущества, со­держанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объ­еме поставки газа (чем выше удельный вес объемов поставки населению, гем выше тариф), а также от протяженности и разветвленности сетей (чем больше протяженность и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по исторически сложившейся выделенной системе поставки газа насе­лению, в которою включены 41 муниципальное образование края, в том числе Апшеронский район, протяженность газовых сетей более чем в 16 раз выше, а

дельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа по­требителям г. Краснодара. При этом, удельный вес объемов поставки газа насе­лению по системе более чем в 2 раза выше, удельного веса объемов поставки газа населению г. Краснодара.

В связи с чем размер региональной составляющей по выделенной системе поставки газа в которой, в том числе учтен Апшеронский район, установленный на федеральном уровне с 1 июля 2019 г. на 791,7 руб./ЮООм3 газа выше размера региональной составляющей для выделенной системы поставки газа потребите­лям г. Краснодара.

Таким образом, при равной оптовой цене - 3858 руб./ЮООм3 разница раз­меров региональных составляющих определила более высокий уровень рознич­ной цены на природный газ, реализуемый населению Апшеронского района, дей­ствующей с 1 июля 2019 г. - 6430,0 руб./ЮООм3 или 6,43 руб./м3, против - 5480,0 руб./ЮООм3 или 5,48 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, возможно осуществить путем объединения вы­деленных систем поставки газа.

В Краснодарском края данная работа проводиться поэтапно с учетом необходимости соблюдения ограничений по изменению размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

 

Дата создания: 16-09-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: