Версия для слабовидящих
Охрана труда

3 июня 2021

Организация охраны труда на малых предприятиях

и у индивидуальных предпринимателей

 

Законодательство, регулирующее отношения граждан РФ в области охраны труда, делит их на 2 категории: работодатели и работники. Работодатели – это юридические и физические лица (ИП), которые нанимают работников для выполнения любых работ. Работники – это люди, которые выполняют эти работы. Каждой из сторон присвоен особый круг обязанностей по охране труда.

Работодателем может выступать крупное, среднее или малое предприятие, а также индивидуальный предприниматель (ИП). 

Все работодатели должны обеспечивать безопасные условия работы и внедрять комплекс трудоохранных мероприятий для своих работников. Это нужно обязательно делать, даже если работник всего один. Для этого работодатели сами или через уполномоченных лиц:

  1. Создают систему ОТ и обеспечивают ее эффективную работу.
  2. Обеспечивают безопасность производственных процессов, зданий, оборудования, материалов, рабочих мест.
  3. Налаживают санитарно-бытовое обслуживание работников.
  4. Организуют выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды, средств для удаления загрязнений, молока.
  5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделений: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
  6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
  7. Проводят обучение персонала по вопросам ОТ с выдачей удостоверения по охране труда.
  8. Организуют обязательные медосмотры (предварительные, периодические, внеочередные).
  9. Составляют и сдают отчетность по ОТ.
  10. Организуют расследование и учет несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ), разрабатывают и внедряют мероприятия, которые позволят избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
  11. Страхуют работников от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ).
  12. Разрабатывают правила, инструкции, нормы, другую документацию по безопасности и доводят их до сведения работников.

Работники должны:

  1. Соблюдать требования безопасности по своей должности или профессии;
  2. Использовать СИЗ, спецодежду, другие средства защиты;
  3. Вовремя и полностью проходить обучение по ОТ, медосмотры;
  4. Немедленно ставить в известность руководителей об опасных производственных ситуациях, ухудшении здоровья, несчастных случаях.

Организация охраны труда на малом предприятии

Конечно же, организация управления охраной труда на малых предприятиях и больших отличается. При этом требования не ослабляются, а просто теряются управленческие звенья. Например, 3-ступенчатый контроль состояния ОТ заменяется 2-ступенчатым. Особенности работы службы ОТ зависят от:

  •  количества занятых работников;
  •  направления деятельности предприятия (это влияет на перечни видов работ, эксплуатируемого оборудования и т.д.).

Если на малом предприятии работает 50 и более человек, должна быть создана отдельная служба ОТ. Это преимущественно относится к:

  • транспортным, производственным и строительным малым предприятиям со штатом до 100 человек;
  • научно-техническим или сельскохозяйственным предприятиям с численностью до 60 человек.

Если работников меньше, организацией охраны труда на малом предприятии занимается:

  • работодатель (руководитель предприятия, ИП) лично;
  • уполномоченный сотрудник (вводится отдельная должность инженера по ОТ или совместительство);
  • сторонние аккредитованные специалисты или организации по договору.

Организации охраны труда на малых предприятиях посвящен специальный стандарт – ГОСТ Р 12.0.009-2009.

Организация охраны труда на малом предприятии пошагово

Чтобы организовать эффективную систему охраны труда на малом предприятии, пошагово нужно:

  1. Создать службу ОТ или назначить лицо, которое выполняет ее обязанности. Это оформляется приказом.
  2. Приказом назначить ответственных лиц (за пожарную, электробезопасность, ведение работ повышенной опасности и др.).
  3. Разработать и утвердить приказами положения о службе ОТ, обучении, организации опасных работ, контроле состояния ОТ, разработке инструкций, пожарной безопасности и др.
  4. Сформировать перечни профессий и видов работ, для которых должны быть инструкции по ОТ. Разработать и утвердить эти инструкции.
  5. Составить и утвердить программы вводного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.
  6. Провести обучение всех работников: рабочих и ИТР.
  7. Выполнить спецоценку условий труда.
  8. Организовать и провести медосмотры.
  9. Создать комиссию по ОТ.
  10. Предложить работникам выбрать уполномоченных по ОТ и обучить их.
  11. Разработать, утвердить и разместить в доступных для работников местах планы эвакуации.
  12. Завести и организовать ведение журналов:
  • вводного инструктажа;
  • инструктажей на рабочих местах;
  • поверки инструмента и приспособлений;
  • учета НС и ПЗ;
  • проверок;
  • выдачи инструкций;
  • выдачи СИЗ;
  • других.
  1. Организовать санитарно-бытовое обслуживание.
  2. Организовать выдачу СИЗ, средств для удаления загрязнений, молока (если нужно).
  3. Обзавестись наглядной агитацией: инструкциями, схемами, плакатами, стендами.

Дальнейшая организация управления охраной труда на малых предприятиях зависит от специфики их деятельности.

Затраты на охрану труда индивидуальных предпринимателей и малых предприятий можно существенно снизить на этапе планирования производства. Для этого нужно:

  • Выбирать офисные, складские, производственные, торговые помещения, которые уже введены в эксплуатацию (есть акты ввода и др.), прошли спецпроверки, снабжены системами оповещения, пожаротушения, имеют подходящие санитарно-бытовые условия.
  • Планировать проведение спецоценки условий труда. Ее можно делать поэтапно, привлекая средства ФСС. Нужно помнить, что при переезде производства или офиса спецоценку придется проводить заново. А вот для надомников и работников, которые трудятся дистанционно, она не проводится совсем.
  • Организовывать закупку спецодежды, СИЗ, смывающих средств оптовыми партиями.
  • Проводить обучение работников, не поодиночке, чтобы можно было требовать скидки.
  • Закупать оборудование иностранного производства, которое уже прошло все необходимые проверки, экспертизы и снабжено соответствующими сертификатами.
  • В договорах аренды оборудования стараться прописывать, что за его поверку и плановое освидетельствование отвечает арендодатель.

Охрана труда индивидуальных предпринимателей

Охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях. В ряде случаев заботы об охране труда руководителю выгоднее и удобнее доверить специально обученному человеку, чем заниматься этим самому.

ИП не рекомендуется хранить документацию по охране труда дома. Она в любой момент может потребоваться при выполнении производственных заданий. Кроме того, при проверке у инспекторов не возникнет подозрений в своевременности ее оформления.

Охрана труда ИП без наемных работников

Охрана труда для ИП, которые не используют наемный труд, а работают сами на себя, существенно упрощается. Поскольку такой ИП не является работодателем (не может заключить трудовой договор сам с собой), ему не нужно проводить спецоценку условий труда, некого отправлять на обучение. Исходя из этого, иногда делается неправильный вывод, что охрана труда для ИП «не работает». Это не так. Для наглядности можно провести аналогию с ПДД, соблюдать требования, которых водитель обязан независимо от того, выполняет ли он производственное задание или везет на дачу тещу.

В примерный перечень мероприятий по охране труда ИП, который не использует наемный труд, входит:

  • обучение мерам пожарной безопасности, пожарно-техническому минимуму;
  • обучение по электробезопасности хотя бы на I группу (это обычный инструктаж в уполномоченной организации);
  • обучение по ОТ в пределах общего курса;
  • если ИП использует оборудование, то обучение мерам безопасности при его эксплуатации;
  • поверка либо освидетельствование этого оборудования;
  • разработка инструкций по безопасному ведению работ, которые выполняет ИП (даже если это работа за компьютером), регулярное повторение их требований;
  • если ИП обслуживает население – прохождение медосмотра, оформление санитарной книжки;
  • обслуживание защитных средств.

Нужно понимать, что охрана труда для ИП, который не использует наемный труд, – это забота о собственном здоровье и здоровье клиентов. Для этого целесообразно использовать накопленный специалистами по безопасности практический опыт – изучать инструкции, применять смывающие средства, СИЗ, осваивать безопасные методы работы, содержать оборудование исправным, использовать безопасные материалы.

При обращении, специалисты ГКУ КК «Центр занятости населения Апшеронского района» окажут необходимую консультационную и методическую помощь по вопросам применения трудового законодательства. Обращаться по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, 81, ГКУ КК ЦЗН Апшеронского района отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями 2 этаж, каб.8, тел/факс 2-55-06, или по  эл. адресу: apsheronsk-trud@kubzan.ru

И. о. руководителя

Е.В. Филиппенко

Дата создания: 03-06-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: